Жизненный и творческий путь Татьяны Хлебцевич.
Татьяна Вячеславовна Хлебцевич – 1952 года рождения, русская. По образованию – гидротехник. По профессии – инженер-гидростроитель. По жизни - проектировщик, журналист, поэт, писатель, организатор и режиссер литературно-музыкальных спектаклей на основе бардовских песен. Социальный статус – пенсионер по возрасту.
Отец мой – бывший фронтовой шофер, демобилизованный после взятия Берлина и Праги в Буйнакске, работавший на гражданке водителем грузовика. Мама – выпускница Одесского индустриального техникума консервной промышленности, прибывшая в Дагестан по направлению, всю свою трудовую жизнь – от первого до последнего дня – провела в стенах химической лаборатории селекционной станции по выращиванию новых сортов плодовых деревьев. В Дагестане они встретились, и создали семью. Там же, в городе Буйнакске, я родилась в 1952 году, выросла и в 1970 году окончила школу.
После школы, я работала литсотрудником, а потом и заместителем редактора газеты "Огни Сулака" на строительстве Чиркейской ГЭС, и училась без отрыва от производства. Окончила ВЗЭСТ в городе Куйбышев по специальности техник-гидротехник. Дальнейшая трудовая деятельность продолжилась по специальности. Горжусь, что довелось построить Чиркейскую, Саяно-Шушенскую, Майнскую ГЭС. Жаль, что Ташлыкскую ГАЭС на Южном Буге довести до пуска первого агрегата помешала перестройка. Очень интересная это была станция. И в 1990 году мы вернулись в Сибирь.
Весной 1994 года моя жизнь чуть не оборвалась от черепно-мозговой травмы после падения с велосипеда. Ничего, выжила.
Заново родившись, на прожитое смотришь под каким-то новым углом. Невольно начинаешь подбивать итоги, вспоминать незавершенные дела, невыполненные обещания, и задаваться вопросом: если меня вернули на землю, то для решения каких задач? Есть, пить, спать, продолжать род, зарабатывать деньги, чтобы тратить их на все перечисленное ранее – разве для этого Бог создал человека? А что-то глубоко внутри меня, чему не знала имени, было категорически не согласно. И я догадывалась, что это возмущалась отрицаемая мной, атеисткой, душа, требовавшая менять жизненный уклад кардинально и решительно.
Когда из реанимации меня перевели в палату, и на три недели запретили вставать с постели, читать, слушать музыку и смотреть телевизор, нашлось альтернативное занятие, которого в запретном списке не было – делать записи своих мыслей стихами в блокноте, который тайком принес в палату муж.
Точнее было бы назвать это рифмованным бредом, потому что до настоящей поэзии еще было далеко, как до Кореи пешком. И, хотя сейчас я никому не показываю «образцы» своего творчества после реанимации, их польза была несомненной.
То, что у меня проснулся интерес к жизни, заметили муж и дочь. Не думаю, что им тогда сильно нравилось, когда мама и жена, занимаясь стихоплетством, забывала вовремя приготовить обед. Но всем нам было некуда деваться от этого роя растревоженных рифм. Когда нельзя остановить движение – надо его возглавить – решил Виктор, и написал свой первый рассказ. И что оставалось делать дочке? Учиться мягко и непреклонно критиковать литературные опусы родителей на лучших образцах российской прозы и поэзии. Время шло, и мы оказались способными учиться и у дочери, и друг у друга.
Свое рождение, как поэта, отсчитываю со времени увлечения формой сонета. Как ни парадоксально, но строгая форма дала мне необычайную свободу изложения. Жесткие требования к ритму, и рифме, одинаковой в катренах, канон построения сонета: теза, антитеза, синтез, резюме, как и ограничение стихотворения четырнадцатью строками, дисциплинировали и чему-то научили. А в 2002 году у меня вышла книжка стихов под названием «Маятник Судьбы», в которой мне до сих пор не стыдно ни за одну строку.
Всю свою жизнь рассказывать долго, поэтому в двух словах: сейчас я живу – в поселке Черемушки города Саяногорска, вблизи от Саяно-Шушенской ГЭС. Это заповедный уголок земли для моего сердца. Людям, живущим здесь, их настоящей дружбе, их неписанным законам взаимовыручки и товарищества, посвящены прозаические произведения, написанные в соавторстве с мужем – Виктором Кириченко.
Но мы соавторы не только в литературе. И более трех десятков лет делим поровну не только кров и зарплату. Мы – команда! Наша дочь Галина, как и муж – бард-исполнитель, автор собственных песен и литератор. Идеи музыкально-литературных спектаклей, которые имели успех на сцене нашего ДК «Энергетик», рождались на семейной кухне. Да и все семейные увлечения у нас общие – горные лыжи, походы, и, конечно – песни.
Я счастливый человек, потому, что жить интересно всегда – и в тридцать, и в шестьдесят лет.